Безгирная поверка – «Coming soon»!
О том, что корректно поверить удаленные от больших городов автомобильные весы с максимальной нагрузкой около 100 и более тонн бывает очень трудно, знают все производители и пользователи этих широко распространенных средств измерений. Особенно трудно бывает с автовесами для карьерных самосвалов – добыть и доставить по таежным дорогам эталонные гири с общей массой, равной хотя бы трети максимальной нагрузки, например, двухсоттонных весов, практически невозможно!
Казалось, что решить эту проблему не удастся никогда. Однако, ученые ВНИИМ им.Д.И.Менделеева в рамках проведенной в этом году ОКР, разработали методику «безгирной» поверки автомобильных весов, в которой сила реакции опоры весов от эталонных мер массы, измеряемая обычно весоизмерительными тензорезисторными датчиками, заменяется эквивалентным воздействием на них сил сжатия или растяжения, воспроизводимых эталонными силозадающими машинами. Проведенные на первом этапе ОКР исследования показали, что новая методика применима для поверки весов класса точности С3 по ГОСТ OIML R-76. Исследования проводились c использованием эталонных машин и автомобильных весов «Тензо-М» при участии наших специалистов.
Естественно, что в процессе нагружения в составе весов и в силозадающей машине, датчики должны «чувствовать себя» абсолютно одинаково, с точки зрения ориентации в пространстве, воздействия паразитных боковых сил и моментов, жесткости основания, температуры и т.д. По этой причине новая технология поверки применима пока лишь для датчиков определенных «умных» типов, которые имеют минимальную чувствительность к негативным воздействиям и могут «сигнализировать» о своем нормальном рабочем состоянии!
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель…
(Пушкин А.С.)